Автовладельцы смогут во внесудебном порядке компенсировать утерю товарной стоимости (УТС) автомобиля, поврежденного в ДТП. Процедура взыскания упростится, допускают эксперты.
Методика, которая предусматривает возможность компенсации УТС, разработана Центробанком и обязывает страховщиков учитывать, сколько потеряла в цене восстановленная после аварии машина, пишет «Коммерсантъ».
Известно, что попавшая в аварию машина даже после качественного ремонта теряет в цене. Взыскание УТС со страховщиков обычно происходит в судебном порядке. Центробанк подготовил новую редакцию методики после того, как в начале 2015 года Верховный суд обязал страховые компании компенсировать УТС в рамках ОСАГО.
Размер компенсации будет рассчитываться по специальной формуле: в нее заложена цена машины на момент аварии, пробег, возраст и коэффициенты для отдельных деталей. УТС не смогут воспользоваться владельцы старых (возрастом более пяти лет) или серьезно изношенных (с более чем 40-процентным износом деталей) автомобилей. УТС не выплатят, если отремонтированная деталь была повреждена еще до аварии.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) критиковали это решение, поскольку утрата товарной стоимости — «процесс естественной эксплуатации автомобиля», и он не имеет отношения к возмещению ущерба. И все же новую методику в РСА поддержали: порядок выплат не должен «приводить к необоснованному обогащению владельцев транспортных средств».
По мнению экспертов, возможным положительным эффектом от нововведения может стать появление практики досудебного урегулирования выплат по УТС. До 2 сентября проект документа будет проходить общественное обсуждение, после чего его утвердят приказом ЦБ.